на главную БИОГРАФИЯ   КИНО   ТЕАТР   РЕПЕРТУАР  ИНТЕРВЬЮ   ФОТО   МЕДИА   ФОРУМ   ГОСТЕВАЯ   ССЫЛКИ







Интервью "Вечерней Казани" от 18 августа 1983

Сергей Шакуров: "Я НЕ ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ "НИКАКИХ"


Беседу записала: Любовь Агеева


Актера Московского драматического театра имени К.С. Станиславского Сергея Шакурова заслуженного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР представлять не надо - многие казанцы видели фильмы и спектакли с его участием. Думается, никого эти встречи не разочаровали. Об этом говорят и письма читателей, присланные в ответ на наше предложение принять участие в коллективном интервью. Было это в августе 1983 года, когда Московский театр им. К.С. Станиславского приезжал в Казань на гастроли.

Вопросы Сергею Каюмовичу задавали самые разные. В одних письмах сквозило чистое любопытство, но большинство было продиктовано искренним интересом к творчеству Шакурова, к актерской профессии вообще. Конечно, не обошлось без вопроса о том, что привело Сергея Шакурова в театр. Актер ответил чрезвычайно кратко:

- Случай.

Зная о том, что этот ответ вряд ли удовлетворит читателей, я напомнила Сергею Каюмовичу про то, что он занимался в школьном театральном кружке, значит, не так уж случайно это было.
- Через такие кружки проходят целые классы, а в aктеpы идут немногие, - сказал он. И я стал бы тренером, так как серьезно занимался спортом…

Как бы там ни было, сейчас дело всей его жизни - театр. - Кого вы считаете своим учителем?
- Станиславского.

- Не связан ли с его именем выбор места работы?
- Пожалуй, нет. Я тогда ушел из Центрального театра Советской Армии и не знал, что делать дальше, - бывает такое в жизни… Однажды шел по улице Горького, увидел двери театра имени Станиславского, в котором не бывал даже зрителем, вспомнил, что здесь работали Урбанский, Леонов, вошел - и остался.

- Вы снимаетесь в кино уже более 15 лет, но ваше имя стало широко известно лишь в последние годы. Как вы считаете, почему?
- Ну, наверное, прибавилось мастерства. Это во-первых. Во-вторых, лучше стал драматургический материал. Раньше по молодости, по неопытности брал те роли, которые предлагали, - лишь бы сниматься в кино. Сейчас выбираю.

- Похож ли председатель колхоза Сечкин из кинофильма "Вкус хлеба" на вас? (актер улыбается, читая этот вопрос).
- Скорее всего, да, ведь Сечкин - лицо вымышленное, а я живой человек. Правда, он председатель колхоза, но ведь такие сечкины есть в любом деле: и среди ученых, и среди актеров. Мне лично Сечкин близок тем, что он человек дела. Я не люблю людей "никаких", без поступков. И героев таких не люблю. От Сечкина я взял много и как актер, и как человек. И сам отдал ему все, что мог. Наверное, потому он и получился, что мы с ним в жизни - единомышленники.

- Как вы относитесь к роли механика Гаврилова в фильме "Любимая женщина механика Гаврилова"?
- Вы удивитесь, но эта роль для меня - самая любимая. Роль без всякого драматургического материала, без слов: появился в кадре, улыбнулся и все…

- Ну, не скажите! Гурченко создала в нашем воображении такой образ, что не совпади с ним ваш Гаврилов, фильма бы просто не получилось.
- Вот почему и доставил мне этот эпизод много хлопот. Зато результат принес удовлетворение.

- Судя по характеру некоторых вопросов, их авторы мечтают о сцене, возможно, уже пробуют свои силы в каком-нибудь самодеятельном коллективе. Их интересует, что вы считаете самым трудным в профессии актера?
- Добиться успеха. К нему нужно идти мощной столбовой дорогой, никуда не сворачивая, многим жертвовать во имя своей цели. Причем идти на это сознательно, несмотря на то, что вслед тебе кричат: "Какой он нехороший!". Потом разберемся, каким я буду, - сначала добьюсь своего. Конечно, как вы понимаете, я не говорю, что надо переступить через все - естественно, актер должен оставаться человеком честным и порядочным.

- Но ведь бывает так, что успех приносит первая роль…
- Успех в искусстве не может быть кратковременным, его надо подтверждать каждый день. Вот почему главное, что я бы хотел пожелать тем, кто мечтает быть актером, - трудитесь в поте лица.

- Как вы относитесь к огромнейшим конкурсам в театральные учебные заведения?
- Вряд ли этому стоит особо радоваться. В этом ажиотаже есть что-то эпидемическое. Вся беда в том, что молодежь очень поверхностно представляет себе нашу профессию. Все бегут в актеры за славой и не представляют, как больно можно удариться на каком-то этапе, когда вдруг приходит понимание, что артист ты никакой. Мир театра очень привлекателен, чтобы от него отказаться добровольно. Вот почему в театрах полно посредственных актеров. Все знают, что ничего настоящего они не создадут, но с ними ничего не поделаешь - на их стороне все законы. Вот и выходит каждый вечер в массовках…

- Но ведь театру нужны и статисты…
- Да, но тогда человек должен смириться с тем, что он - всего лишь статист. Я таким людям не завидую.

- Как вы работаете над ролью?
- Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. То, что роль делает с тобой, трудно определить словом "работа". У нас такая профессия, что некоторым зарплату можно не платить, а они все равно из театра не уйдут.
И потом - процесс рождения роли разный в кино и в театре. В кино роль делается из кусочков, мало связанных между собой, порой без репетиций. В театре это длительный процесс. Например, "Сирано" мы репетировали целых 8 месяцев. Но для меня именно это и важно - я процесс репетиций люблю больше, чем саму игру.

- В таком случае, мне нетрудно догадаться, что вы отрицательно ответите на следующий вопрос: смогли бы вы посвятить себя только кинематографу?
- Вы правы. Я - актер театральный. Театр я больше понимаю, больше могу в нем сделать. Кино не дает свободы действий, там чаще всего идешь за режиссером.

- Прежде чем задать очередной вопрос, хочу процитировать одно из писем: "Я с особым нетерпением ждала встречи с Сирано Шакурова. И очень рада, что она состоялась. А вот спектакль в целом разочаровал, в нем нет актерского ансамбля". Читательница интересуется, каких партнеров по театру и кино вы цените больше всего.
- Зрительница права: наш спектакль уязвим для критики. Тут много причин. "Сирано" поставил Борис Морозов, а он в нашем театре уже не работает. Без режиссера же спектакли живут редко. К тому же современным артистам, как это ни странно, очень трудно дается классика. Ростан же труден вдвойне - его пьеса написана стихами. В спектакле заняты неплохие актеры, некоторые превосходно играют в современных пьесах, а тут…
Мне всегда приятно играть Юрием Гребенщиковым (в "Сирано" он исполняет роль де Вальвера), с Леонидом Сатановским (Pагно). Хороший партнер - Альберт Филозов. В кино люблю сниматься с Натальей Гундаревой, Олегом Борисовым. Борисов - грандиозный артист, я у него многому учусь.

- Ваше хобби?
- Не люблю этого слова. У меня нет ничего важнее театра. Жизнь коротка, и так много надо успеть… Так зачем отрывать время у своего дела на какие-то посторонние занятия? Как тут не вспомнишь Достоевского, который заметил, что прежде чем разбираться с миром, надо разобраться с собой.

- И все-таки одно ваше занятие в часы досуга казанцы заметили - по утрам вы бегаете…
- О, актеру без этого не обойтись. Артист должен владеть своим телом так же, как он, скажем, владеет речью. К сожалению, многие актеры это забывают, а потому даже ходить по сцене не умеют.
За своим телом надо следить постоянно. Так же, как впрочем, за душой. А если у него "толстая кожа", то не прошибешь самой хорошей драматургией. От таких и в зал ничего не идет.

- И последний вопрос: по вашему отчеству казанцы признали в вас земляка…
- Я даже не представлял, что здесь проявят такой интерес к моей родословной. Моего отца звали Каюм, родился он в Тетюшском районе, в двадцатых годах уехал в Москву, женился там на русской девушке.
Я родился и вырос на Арбате. В Казань приехал впервые и должен признаться: ваш город мне понравился.

- Очень жаль, что вы приехали всего на полмесяца.
- Прямо из Казани я уезжаю на съемки нового фильма. В ближайшее время на экраны выходит сразу две картины с моим участием: "Срок давности" и "Анна Павлова". Так что до новых встреч, казанцы!

В интервью использованы вопросы Т. Валиуллиной, О. Ильиной, Владимира З., Г. Хайрутдинова, В. Лыжина, С. Даниловой, А. Ицковича.
Беседу записала Л. АГЕЕВА.
"Вечерняя Казань", 18 августа 1983 г.


Источник: http://lubov-ageeva.ru



Другие интервью читать здесь>>>


на главную БИОГРАФИЯ   КИНО   ТЕАТР   РЕПЕРТУАР  ИНТЕРВЬЮ   ФОТО   МЕДИА   ФОРУМ   ГОСТЕВАЯ   ССЫЛКИ




??????.???????